29 октября исполняется 100 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи (ВЛКСМ) — крупнейшей молодежной организации, через которую прошло более 200 млн человек. В год своего 50-летия в 1968 году Ленинский комсомол был мощнейшей структурой, через 20 лет, на волне перестройки, позиции ВЛКСМ уже не казались столь надежными. В 1998 году, только ленивый не бросал камни в комсомол, а в 2018 году в государстве вновь появился интерес к опыту ВЛКСМ.

Брежнев с активом ЦК ВЛКСМ

Торжественное вручение Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу комсомольского билета № 1 и высшей награды Ленинского комсомола — Золотого Почетного Знака ВЛКСМ в Кремле. Москва. 14 апреля 1977 г. © Личный архив Бориса Пастухова

Человеческая память причудливая вещь — то, что казалось важным со временем отсеивается, а то, что виделось мимолетным остается на долгие годы. Очерк составлен на основе личных бесед с тремя комсомольскими лидерами: Евгением Тяжельниковым (первый секретарь ЦК ВЛКСМ с 1968 по 1977 годы), Борисом Пастуховым (1977 — 1982 годы) и Виктором Мишиным (1982 — 1986 годы). Встречи состоялись в 2016 — 2018 годах и были посвящены подготовке крупных мероприятий, отставкам и назначениям, интригам и маневрам в высших эшелонах власти.

IMG_0716

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1968—1977) Евгений Тяжельников на пресс-конференции, посвященной 100-летию со дня основания Комсомола. Москва, ТАСС. 18 сентября 2018 г. © Дмитрий Волин

Часть 1. Евгений Тяжельников

Присматривались

В 1968 году Тяжельников был секретарем Челябинского обкома КПСС. Весной этого года его вызвали в Москву, чтобы направить в составе группы лекторов в Болгарию.

По приезду в столицу, события стали развиваться неожиданным образом. В ЦК у него состоялась встреча сразу с восемью секретарями ЦК КПСС, председателем Президиума Верховного Совета СССР Николаем Подгорным и председателем Совета министров Алексеем Косыгиным. «Я, естественно, был немало смущен таким повышенным вниманием. Однако отнес это к Южному Уралу, игравшему важную роль в укреплении экономической и оборонной мощи страны», — рассказал Тяжельников.

Затем его вызвал генсек Леонид Брежнев. «Леонид Ильич встретил меня очень приветливо. Душевно говорил об Урале, где начиналась его партийная биография. Сказал, что члены политбюро, секретари ЦК информировали его о состоявшихся со мной беседах. Он поинтересовался моим видением путей дальнейшего повышения качества и эффективности идеологической работы, особенно среди молодежи».

Беседа длилась более полутора часов. По словам Тяжельникова, Брежнев произвел на него благоприятное впечатление, «простой, сердечный, внимательный, спортивного телосложения, с обаятельной улыбкой, весьма энергичный и доброжелательный, говорил живо, логично и образно, легко ориентировался в экономических, политических и международных делах».

Во время встречи Брежнев позвонил первому секретарю Челябинского обкома КПСС и спросил, что он думает о Тяжельникове.

Спустя некоторое время выяснилось, что поездка в Болгарию переносится, и Тяжельников отправился обратно в Челябинскую область.

Меньше чем через три месяца, Тяжельникова вновь вызвали в Москву и опять для поездки в Болгарию. Вновь его принял Брежнев: «Я и мои ближайшие соратники намерены предложить Секретариату и Политбюро, а затем Пленуму ЦК ВЛКСМ, вашу кандидатуру в качестве первого секретаря. Как вы к этому относитесь?».

«Я, конечно, никак не ожидал столь крутого поворота. Поблагодарив за высокое доверие, высказал и серьезные сомнения: давно вне комсомола, никогда не работал в Центре. Смущал и объем предстоявших дел в масштабах страны и международного молодежного движения», — рассказал Тяжельников.

На это Брежнев заметил: «Мы учитывали все эти обстоятельства. Формально вы вне комсомола, но все время с молодежью: секретарь комитета ВЛКСМ и парткома, ректор Челябинского пединститута, а теперь секретарь обкома КПСС по идеологии. Да и ваша диссертация, защищенная в 1960 г. в МГУ, посвящена трудовому подвигу комсомольцев и молодежи на целине».

После этого разговора Тяжельников был единодушно избран первым секретарем ЦК ВЛКСМ.

IMG_0721

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1968—1977) Евгений Тяжельников на пресс-конференции, посвященной 100-летию со дня основания Комсомола. Москва, ТАСС. 18 сентября 2018 г. © Дмитрий Волин

50 лет ВЛКСМ

Уже через несколько дней после назначения Тяжельников сообщил Брежневу, что готов рассказать о предложениях по улучшению работы комсомола.

Беседа продолжалась три часа, обсуждались принципиальные вопросы работы комсомола на перспективу. «Леонид Ильич, говоря о предстоящем 50-летии ВЛКСМ, подчеркнул, что юбилей должен стать крупным событием не только в жизни комсомола, но и партии, всего советского народа», — рассказал Тяжельников.

После этого генсек поручил отделам ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ развернуть крупномасштабную пропаганду героической истории Ленинского комсомола, используя все возможности СМИ, литературы и искусства, «но при этом избегать формализма и бахвальства».

Задачи на перспективу

В октябре было принято постановление ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи». Этот документ определил на многие годы смысл государственной молодежной политики.

Комитеты комсомола получили много важных полномочий. Они участвовали в приеме в вузы и техникумы, назначении стипендий, приеме на работу и увольнении молодежи, а также в премировании и распределения жилья.

По словам Тяжельникова, после этого документа представительство комсомольцев в Верховных Советах СССР, союзных и автономных республик возросло с 10-12 до 23-25%, а в местных Советах – до 35-40%.

Небывалого размаха достигли студенческие строительные отряды, в которых в 1968 — 1977 годах трудились 5 млн студентов. Стройотряды осваивали в год до 1,5 млрд рублей – больше, чем самые крупные строительные министерства. Только в Западной Сибири трудились более 500 тыс. студентов, производительность которых в полтора раза была выше штатных рабочих.

Тяжельников отметил, что ЦК КПСС и лично Брежнев активно поддержали движение наставников. «Сотни тысяч прославленных мастеров, Героев Соцтруда, новаторов производства, выдающихся деятелей науки, культуры и спорта пришли в ПТУ, на заводы и колхозы, чтобы бескорыстно передавать свои знания, уникальный опыт юным. Наставничество стало многомиллионным, активно содействовало укреплению связи времен, преемственности поколений, трудовому воспитанию юношества».

IMG_0723

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1968—1977) Евгений Тяжельников на пресс-конференции, посвященной 100-летию со дня основания Комсомола. Москва, ТАСС. 18 сентября 2018 г. © Дмитрий Волин

В 1977 году Тяжельников оставил пост главы ВЛКСМ и перешел на работу в ЦК КПСС. Эстафету лидерства перехватил Борис Пастухов.

IMG_0729

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1977—1982) Борис Пастухов на пресс-конференции, посвященной 100-летию со дня основания Комсомола. Москва, ТАСС. 18 сентября 2018 г. © Дмитрий Волин

Часть 2. Борис Пастухов

Помешала принципиальность?

Следует вернуться в 1968 год. Известно, что у Пастухова были неплохие шансы сменить предыдущего лидера комсомола Сергея Павлова. Вместе с тем, тогда был назначен Тяжельников. Почему?

Ответ на этот вопрос дал во время беседы сам Пастухов. «В 1968 году мне позвонил куратор из ЦК и сказал, что завтра на секретариате ЦК будет обсуждаться кадровый вопрос. Он сказал, что я должен выступить и сказать, что Павлов — пьяница и развратник, что он развалил работу в комсомоле и его необходимо убрать с руководящей должности».

Пастухов рассказал об этом разговоре жене. Она бросила только одну фразу: «Если ты это скажешь, то я больше тебя не знаю». На следующий день состоялось заседание, которое вел секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Пастухов выступил, «но сказал не то, что просил куратор».

По мнению Пастухова, это сыграло важную роль в том, что главой ВЛКСМ тогда стал Тяжельников.

Комсомол Пастухов возглавил только накануне 60-летия комсомола, в 1977 году. Однако уже через два года он вполне мог лишиться не только этого поста, но и вообще, что называется, «положить партбилет на стол».

Ëåäîâàÿ ïåðåïðàâà ó÷àñòíèêîâ ýêñïåäèöèè Äìèòðèÿ Øïàðî

Участники экспедиции Дмитрия Шпаро на Северном полюсе. 1979 г.

Комсомольцы и подлодка

В 1979 году группа комсомольцев под руководством Дмитрия Шпаро совершила рискованный переход на Северный полюс на лыжах. Это предприятие держалось в строжайшем секрете. Лидер ВЛКСМ сообщил об экспедиции в ЦК уже после того, как группа вышла на маршрут.

«Много лет прошло, но помню, как будто это было вчера. Секретарь ЦК Михаил Зимянин нервно шагал по своему кабинету и говорил мне: «Ах, хитрец, ах вы, хитрецы… Ты пришел ко мне тогда, когда они уже отправились в поход и вернуть их уже невозможно… Но тебе предстоит нелегкий разговор с товарищем Сусловым», — передал этот разговор Пастухов.

Разговор с Сусловым также оставил неизгладимое впечатление в памяти Пастухова. «С самого начала Суслов меня спросил, понимаю ли я, что, если что-то случится с ребятами, я поплачусь безоговорочно своей партийной принадлежностью? Я ему сказал, что понимаю».

После этого, Суслов стал расспрашивать о подготовке экспедиции. Его интересовало все до мелочей. Он более или менее успокоился, когда узнал, что в группе есть человек от КГБ, которому предписана радиосвязь с Большой землей.

Спустя много лет Пастухов узнал, что по команде Суслова комсомольцев «сопровождала атомная подводная лодка, чтобы, если потребуется, пробить толщу льда, всплыть и забрать семерку путешественников». Кроме этого, с неба за экспедицией время от времени присматривал бомбардировщик Ту-22М.

«Наши ребята дошли до Северного полюса и сыграли там в футбол. После того, как их привезли в Москву, я доложил Суслову об успешном завершении экспедиции, попросил скромно наградить ребят. Он хмуро буркнул мне: «Шпаро — орден Ленина. Остальных представить к правительственным наградам», — отметил Пастухов.

img080

Дарственная Б.Н. Пастухова автору этого блога.

Завершение карьеры Пастухова в качестве комсомольского вожака выпало на кончину Брежнева.  На Пастухова, как на самого молодого члена комиссии по организации похорон, возложили обязанности по дежурству. «Ребята шутили, что я должен месяц не мыть руку, потому что принимал соболезнования от премьер-министра Индии Индиры Ганди, председателя Госсовета Кубы Фиделя Кастро, от всех лидеров соцлагеря и капстран», — отметил Пастухов.

IMG_0727

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1977—1982) Борис Пастухов на пресс-конференции, посвященной 100-летию со дня основания Комсомола. Москва, ТАСС. 18 сентября 2018 г. © Дмитрий Волин

После завершения работы в ВЛКСМ, Борис Пастухов был назначен председателем Госкомитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, а затем, направлен на дипломатическую работу.

Версия 2

Бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1982-1986) Виктор Мишин в рабочем кабинете в «Крокус-банке». Москва, апрель 2018 г. Фото Константина Петрова.

Часть 3. Виктор Мишин

В.М. Мишин и секретарь-координатор постоянной комиссии Международного подготовительного комитета Жа

В. Мишин и секретарь-координатор постоянной комиссии Международного подготовительного комитета Жан-Клод Кеннеди во время торжественной церемонии закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Москва, 3 августа 1985 г. (Личный архив Виктора Мишина)

Фестиваль молодежи и осадок на душе

Одним из серьезных вызовов для Мишина стала подготовка Всемирного фестиваля молодежи и студентов (ВФМС), который должен был пройти в Москве в 1985 году. По словам Мишина, изначально Фестиваль планировалось проводить во Франции, но в последний момент «французы отгребли назад».

Узнав об этом, Мишин пошел к тогдашнему генсеку Юрию Андропову и заявил, что «если фестивальное движение полезно для реализации внешней политики Советского Союза, то надо проводить фестиваль в Москве». Андропов назвал этот шаг «самым легким решением» и предложил обсудить возможность проведения фестиваля с генсеком Венгерской социалистической партии Яношом Кадаром.

Однако Венгрия тоже уклонилась от проведения ВФМС. Тогда Мишин пошел к Константину Черненко и объяснил ситуацию, а также составил служебную записку в ЦК. Черненко «оперативно расписал ее по отделам, короче, так и завертелось», — добавил Мишин.

С Гейдаром Алиевым на заседании комиссии по проведению Международного года молодежи в СССР. Москва, 23 марта 1985 г. (Фото из книги «Энергия дела»: М., Молодая гвардия, 1986 г.)

Трудно решался вопрос о главе советского Подготовительного комитета фестиваля. Мишин с коллегами предложили, чтобы комитет возглавил первый заместитель председателя Совета министров СССР, член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев. Однако ведущий заседание секретариата Егор Лигачёв предложил назначить председателем Мишина. Вместе с тем, Алиева «все-таки удалось привлечь к работе по подготовке фестиваля, и он очень помог».

Подготовка Фестиваля молодежи шла в рамках спецпостановления Бюро московского горкома КПСС. Однако в этой работе были сбои. «Я неоднократно просил первого секретаря московского горкома Виктора Гришина предоставить мне возможность, как председателю советского Подготовительного комитета, выступить по этому вопросу на совещании первых секретарей райкомов партии и председателей исполкомов райсоветов. Он отказывал, мотивируя это так: раз решение принято — оно должно быть выполнено», — отметил Мишин.

В ответ на это Мишин обратился к председателю Комитета народного контроля СССР Алексею Школьникову с предложением провести совместную проверку. По ее итогам в ЦК КПСС была направлена «довольно острая записка» после чего горком «был подвергнут серьезной критике». По словам Мишина, это вмешательство помогло делу — работа активизировалась и была выполнена качественно и в срок.

Была у этой истории и обратная сторона. На следующий день после разноса по партийной линии Мишину позвонил Гришин, и сказал «что не ожидал такого от воспитанника Московской городской организации». «На душе у меня долгие годы оставался очень нехороший осадок», — поделился Мишин.

IMG_0735

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1982—1986) Виктор Мишин на пресс-конференции, посвященной 100-летию со дня основания Комсомола. Москва, ТАСС. 18 сентября 2018 г. © Дмитрий Волин

Премия «лохматому»

По словам Мишина, у него не сложились отношения с главным идеологом партии Егором Лигачёвым. Возможно, одной из причин стало постановление бюро ЦК ВЛКСМ о присуждении премии Ленинского комсомола в конце октября 1984 года певцу Валерию Леонтьеву.

После того, как был опубликован список награжденных, Мишину по спецсвязи позвонил Лигачёв. Он сразу начал на повышенных тонах разговор о том, что «комсомол не понимает важности классического искусства и народного творчества».

«Я возразил: мол, это не совсем так, бюро ЦК ВЛКСМ присудило премии Надежде Бабкиной, ансамблю ложкарей и другим народным коллективам. Но Егор Кузьмич резко выразил неудовольствие тем, что присудили Валерию Леонтьеву, «какому-то лохматому премию Ленинского комсомола», — привел словам Лигачева Мишин.

Мишин на это ответил, что кандидатура Леонтьева была выдвинута в установленном порядке Ворошиловградским обкомом комсомола, поддержана бюро ЛКСМ Украины. Кроме того, лауреат исполнял исключительно советский репертуар, по путевкам комсомола побывал на многих всесоюзных ударных комсомольских стройках и дальних погранзаставах. Но Лигачёв ничего не хотел слушать и резко оборвал разговор, пообещав «серьезный разговор в ЦК».

Только спустя некоторое время Мишин узнал причину этого звонка. На приеме у Лигачёва в тот день были руководители Союза композиторов СССР Тихон Хренников и Родион Щедрин. Они посетовали, что ЦК ВЛКСМ не поддержал кандидатуру молодой талантливой певицы, которая выдвигалась на премию от Союза композиторов. «Мы же располагали объективной информацией о том, что она в ближайшее время собиралась уехать в Венскую оперу и остаться в Австрии, что вскоре и произошло», — отметил Мишин.

img082

Автограф В.М. Мишина на своей публикации в журнале «Смена».

У Виктора Мишина были все шансы стать четвертым послом, вышедшим с должности первого секретаря ЦК ВЛКСМ. Однако судьба распорядилась иначе: в 1986 году он возглавил ВЦСПС, где проработал вплоть до распада Союза.

А дальше уже началась совсем другая история, и в жизни героев этого очерка, и в жизни новой страны, которая появилась на территории бывшего СССР.

Автор — Дмитрий Волин
При публикации настоящего материала на сторонних ресурсах использование гиперссылки с указанием ресурса kremlinhill.com обязательно!

Автор volind

Дмитрий Волин — автор и редактор портала "Кремлевский холм. Страницы истории", историк, журналист

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s