25 февраля на Троекуровском кладбище столицы состоялось прощание с министром геологии СССР Евгением Козловским, руководившим ведомством с 1975 по 1989 год. Он скончался 20 февраля на 93-м году жизни.
С именем Евгения Козловского связаны интенсивное развитие минерально-сырьевой базы страны и стремительный научно-технический прогресс в отечественной геологии. Он принимал участие в открытии месторождений таких важнейших видов минерального сырья, как нефть и газ в Западной Сибири, алмазы в окрестностях Архангельска, олово и золото на Дальнем Востоке. Евгений Козловский был инициатором введения научно-практической системы исследования недр «Космос — воздух — земля — скважина», которое вывело исследование недр на новый уровень. Внедренные им технологии позволили осуществить проходку уникальной Кольской сверхглубокой скважины.
Проводить в последний путь выдающегося геолога и руководителя, на плечах которого стояла в течение многих лет могучая геологоразведочная отрасль Советского Союза, пришли его коллеги из Академии наук и Министерства природных ресурсов и экологии, соратники, последователи, друзья и ученики.

«При министре Евгении Козловском многочисленные отряды геологов, буровиков и геофизиков изучали недра, открывали новые месторождения. Задача тогда стояла та же, что и сейчас — прирастить запасы ресурсов для будущих поколений, — сказал заместитель Министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин. — Мы будем продолжать дело нашего предшественника, легендарного геолога Евгения Александровича Козловского и сделаем все, чтобы не потерять позиции и обеспечить долгосрочное развитие экономики нашей страны».

Примечательно, что свою карьеру Козловский начал простым рабочим – помощником бурового мастера, а закончил министром геологии. За время работы на высоком посту им была создана эффективная система, ориентированная на открытие месторождений.
«Страна обязана Евгению Александровичу очень многим, — рассказал академик-секретарь Отделения наук о земле Российской Академии наук Александр Глико. — Он сделал огромный вклад в работу всей отрасли, многими из этих открытий наша страна живёт до сих пор».

За годы работы Евгения Козловского в министерстве прирост запасов, объём геологоразведочных работ и объём бурения выросли в разы. «Профессиональный и жизненный путь Евгения Александровича будет примером служения Отечеству, — подчеркнул советник генерального директора ФГБУ «ВНИГНИ» Владимир Бавлов. — Понимая всю глубину проблем, с которыми сталкивается геология, Евгений Александрович чётко знал их причину, связанную, прежде всего, с несовершенством системы управления отраслью. И предлагал воссоздать Министерство геологии Российской Федерации, и организовать стратегическое изучение недр силами научно-производственных объединений, созданных при ведомстве».
Заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию Дмитрий Данилин, выступая на панихиде, отметил, что с кончиной одного из самых уважаемых геологов страны ушла эпоха советской геологии. «Евгений Александрович был истинным патриотом, посвятившим свою жизнь служению Родине. До последних дней он трудился на благо отечественной науки и геологической отрасли. Коллеги и ученики уважали его не только как выдающегося учёного и глубокого исследователя, но и как неравнодушного, душевно щедрого человека. Таким он и останется в памяти всех, кто его знал и ценил».

Для президента Ассоциации геологических организаций Алексея Варламова Евгений Козловский стал старшим товарищем, учителем и наставником.
Для меня Евгений Алексанрович навсегда останется геологом номер один в истории Советского Союза и Российской Федерации.
Последние десять лет мне посчастливилось очень близко с ним работать — он всегда давал очень мудрые и полезные уроки, и неизменно оставался человеком с великолепным чувством юмора», — рассказал он.
«Как говорили когда-то в Советском Союзе, что «Ленин — это партия, партия — это Ленин», так и Евгений Козловский для меня всегда ассоциировался с геологией, признался председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолий Ледовских. — Он навсегда останется в наших сердцах. Евгений Александрович был замечательным, неравнодушным человеком, который стал для меня практически вторым отцом. Он всегда был готов прийти на помощь, даже дистанционно, по телефону. Как же больно было смотреть на него, когда геология начала разваливаться, уничтожаться…
Даже когда Козловский оставил пост и болел, он продолжал работать и думать о том, как же сделать так, чтобы геология была сильнее, мощнее и в конце концов не хуже, чем была в его время».

Много лет назад, когда Козловский с Косыгиным были в Западной Сибири, которая тогда только начала расцветать, Евгений Александрович обратил внимание председателя Правительства на то, что запасы, какие бы они не были великие, конечны, и надо думать о том, что делать и как жить в будущем, когда эти запасы начнут заканчиваться.
Председатель подкомитета по развитию нефтяной отрасли Торгово-промышленной палаты России Валерий Гарипов рассказал о своей первой встрече с Козловским, которая состоялась 40 лет назад. «Я впервые увидел Евгения Александровича в 1981 году, когда Николай Байбаков (председатель Госплана СССР. — Прим. Kremlinhill) привёз большую группу в Сургут на заседание коллегии, где я выступал с докладом о состоянии геофизического приборостроения в нефтяной отрасли. До тех пор я не знал Евгения Александровича и возможно позволил себе сказать какие-то не очень приятные для Мингео слова. И вот в перерыве ко мне подошёл человек, которого я не знал, и сказал: «Ты, что, паршивец, себе позволяешь?…» А паршивец — это его любимое слово было. Я ему объяснил, что я молодой главный инженер треста, и моя задача была в том, чтобы представить позицию Миннефтепрома. Так мы познакомились, а потом начали взаимодействовать по службе более плотно.
Потенциал Козловского был огромен и предполагалось, по-видимому, что Евгений Александрович будет дальше двигаться по карьерной лестнице. Но не сложилось».

Председатель Совета директоров ПАО «Новатэк» Александр Наталенко напомнил собравшимся о человеческих качествах Козловского. «Несколько лет я работал под руководством Евгения Александровича.
Для меня он не только высокий профессионал и один из величайших министров, который предопределил золотой век геологии, но и носитель высоких душевных качеств.
Когда меня назначили в Магадане генеральным директором «Севвостгеологии», я немножко повздорил с руководителем горисполкома. Его жена была первым секретарем горкома партии, и в этой связи мне затормозили выделение жилья. Однажды Евгений Александрович вызвал меня на разговор, и я несколько часов добирался до объединения пешком, ночью. Он изумился: «Почему так долго? И почему ты в общежитии живешь?» На следующее утро я не успел прийти на работу, как встретил в приёмной председателя горисполкома, который явился «снять недоразумение» и исправить ситуацию. Я был польщен: где я и где Козловский, это же небо и земля. Он — светило, а я рядовой генеральный директор. Один из многих…»

Профессор Евгений Козловский стал для Горного университета таким же непререкаемым авторитетом, как его великие выпускники, знаменитые на весь мир геологи Александр Карпинский, Павел Преображенский, Владимир Обручев, Дмитрий Наливкин, основоположник учения о нефти Иван Губкин и многие-многие другие.
«Нам, геологам-нефтяникам, которые застали времена, когда он руководил отраслью, это время заполнилось, прежде всего, огромными объемами геологоразведочных работ, — подчеркнул генеральный директор ФГБУ «ВНИГНИ» Павел Мельников. — Это был расцвет и разведочного бурения, и время великих открытий крупнейших месторождений нефти и газа, благодаря которым и сейчас наша страна может спокойно жить и развиваться. И в этом была немалая заслуга руководства отраслью Евгения Александровича Козловского».

Проректор РГУ Нефти и газа имени Губкина Александр Лобусев напомнил о вкладе Козловского в геологическое образование, а именно о комплексных подходах от аэрокосмических исследований до детальных исследований. А логическим завершением церемонии прощания стало сообщение главы Росгеологии Сергея Горькова о том, что в память о Евгении Козловском принято решение присвоить его имя одному из новых месторождений.
После гражданской панихиды траурная процессия отправилась к месту захоронения на Троекуровском кладбище. Евгения Козловского проводили в последний путь с воинскими почестями – в знак особого уважения к заслугам этого выдающегося человека перед страной. После троекратного залпа, который произвели солдаты Вооруженных сил, прозвучал гимн России.
Дмитрий Волин
Обложка: Прощание с Е.А. Козловским на Троекуровском кладбище в Москве. 25 февраля 2022 года Фото: © Дмитрий Волин/Кремлевский холм
***
Церемония прощания с министром геологии СССР Евгением Козловским — в фоторепортаже «Кремлевский холм» © Дмитрий Волин
При публикации настоящего материала на сторонних ресурсах использование гиперссылки с указанием ресурса kremlinhill.com обязательно!
© 2018-2022. «Кремлевский холм. Страницы истории». Все права защищены
thank u for sharing likeeeeeeeeeeeeeeeeeee
НравитсяНравится