Прощание с бывшим министром культуры Советского Союза, возглавлявшем ведомство в годы перестройки, чрезвычайным и полномочным посланником второго класса в отставке Василием Георгиевичем Захаровым состоялось в Москве в субботу в ритуальном зале Центральной клинической больницы. Похороны прошли в этот же день на Кунцевском кладбище столицы. В соответствии с последней волей Василия Захарова похоронили рядом с супругой Ириной Петровной, скончавшейся в 2015 году (10 участок, захоронение 536).
Захаров умер 17 октября на 90-м году жизни после тяжелой болезни. Траурная церемония прошла в закрытом для прессы формате. Попрощаться с экс-главой Минкультуры СССР пришли только самые близкие, в том числе его семья, друзья и коллеги.
Профессиональная жизнь Василия Георгиевича долгие годы была связана с культурой: будучи профессором политэкономии, он курировал эту сферу сначала в Ленинградском обкоме КПСС, а затем и в Москве. В годы перестройки до того, как занять пост Министра культуры СССР, он был вторым секретарем Московского горкома партии, а после того — заместителем председателя Совета министров РСФСР.
«Василий Захаров был одним из крупных государственных и партийных деятелей советской системы, Советского Союза. Он внес колоссальный вклад в то, чтобы наша страна, наша Родина оставалась уважаемой, достойной страной в мире, — рассказал бывший сотрудник Отдела науки ЦК КПСС, помощник президента СССР Михаила Горбачева Олег Ожерельев. — Когда Василий Георгиевич был министром культуры, связи Советского Союза со всем миром в тот период были огромные, и ко всему, что происходило в ведомстве, Захаров имел непосредственное отношение.

Олег Ожерельев был свидетелем того, что когда Захаров приехал в ЦК КПСС, в Москву, то с первых же дней включился в работу. «В те дни Михаил Горбачев начинал формировать новую команду, которая должна была произвести решительные перемены в нашей стране. У всех на тот момент было понимание, что дальше так жить нельзя, и Василий Георгиевич стал одним из тех, кто, возможно, понимал это лучше многих», — предположил экс-помощник Михаила Горбачева. По его словам, «для Захарова, как человека с государственным мышлением, основным был принцип «жила бы страна родная и нету других забот». «Это было встроено в него «генетически», — в любой ситуации он всегда думал о том, как будет лучше с точки зрения государственных интересов», — подчеркнул Ожерельев.
Он также напомнил собравшимся о том, что Василий Захаров был известным ученым, экономистом. По мотивам его докторской диссертации была опубликована книга, которая и поныне представляет интерес для специалистов. Поэтому Василия Георгиевича хорошо помнят, знают и высоко ценят на Экономическом факультете Санкт-Петербургского (ранее — Ленинградского) университета.
Народный художник СССР Александр Шилов признался, что для него Василий Георгиевич остается лучшим министром культуры, которого ему довелось узнать на своем веку. «Он был прямым, честным, порядочным человеком, который никогда не кривил душой. По своим взглядам и решениям Захаров был настоящим борцом за традиционное искусство, — подчеркнул он. — Носителей такой высокой порядочности, интеллигентности, чести и совести я встретил не больше двоих-троих человек в своей жизни».

«Василий Захаров был большим человеком в плане занимаемых постов. Но при этом, что очень редко можно сказать о чиновниках его уровня, он оставался собой, не виляя как флюгер в разные стороны, чтобы всем угодить. Он не шел на компромиссы и всегда оставался добрым и внимательным к людям. Когда Захаров был министром культуры, то часто принимал в своем кабинете деятелей искусства разного уровня, всегда старался им помочь. И я очень благодарен Василию Георгиевичу, что он не раз помогал и мне лично. Последний раз — когда позировал по моей просьбе для графического портрета».
По словам современников Захарова, ведомство, которое он возглавлял три года, – стремительно менялось вместе со страной и культурной средой. Так, огромные перемены произошли в части цензуры — при Василии Георгиевиче режиссеры стали чувствовать себя свободнее, получив возможность, например, влиять на репертуар, постепенно отступая от идеологии. Театры начали получать некоторую свободу в управленческих вопросах. В стране началась легализация современного искусства, подошла к концу эпоха «квартирников» – им на смену пришли вполне легальные концерты.
По словам живописца, ему довелось познакомиться с Захаровым, когда тот работал вторым секретарем в Ленинградском обкоме партии. «Так сложилось, что Василий Георгиевич оказал мне неоценимую помощь, когда издавался первый альбом, посвященный моему творчеству. Но особенно близки, как ни странно, мы стали после его отставки, — признался Александр Шилов. — Он часто бывал в нашей галерее, периодически мы встречались и гуляли вместе на Гоголевском бульваре. Василий Захаров был громадным поклонником искусства, основанного на великом мастерстве. Помогал театрам, в том числе Большому, и всегда выступал против всяких «измов» и извращений в переложении великой классики. Это касалось как музыки и театра, так и изобразительного искусства. Я думаю, именно поэтому в какой-то момент он оказался неугодным власти».

Василий Захаров был министром культуры СССР до 1989 года, после чего занял пост заместителя председателя Совета министров РСФСР, а затем стал посланником посольства СССР в Югославии и Сербии. Член президиума Совета ветеранов МИД Александр Семенович Владимиров рассказал о деятельности Василия Георгиевича после отставки.
«Василий Георгиевич прожил насыщенную, богатую событиями жизнь. Он обладал огромным жизненным и профессиональным опытом, что позволило ему в переломное для страны время найти и занять достойное место в дипломатическом строю нашей страны. Он очень недолго проработал в Белграде. Когда он вышел в отставку, с энтузиазмом включился в работу ветеранской организации Министерства иностранных дел, — рассказал Александр Владимиров. — Василий Георгиевич был на удивление активным для человека его статуса и возраста, посещал все наши собрания и встречи, охотно передавал свой жизненный опыт молодым дипломатам. Помню, как он приходил к нам в Совет ветеранов с палками для скандинавской ходьбы, спортивный, бодрый, жизнерадостный. Мы постоянно созванивались. Кажется, совсем недавно он рассказывал, как отдохнул в санатории, как готовился к выписке из больницы, радуясь, что «теперь все самое худшее позади». В памяти сотрудников Министерства иностранных дел и ветеранов нашего ведомства останется его образ как человека исключительно интеллигентного, спокойного, стойкого, неизменно расположенного к общению, сотрудничеству, и оптимистично настроенного.

Со студенческой поры Василий Захаров дружил с Вадимом Медведевым, который преподавал у него на Кафедре политэкономии в Ленинградском технологическом институте, а спустя десятилетия стал членом Политбюро. Захаров сменил его на должности завкафедрой, когда тот ушел на партийную работу. А когда Медведева перевели в Москву в ЦК КПСС, Василий Георгиевич, по примеру старшего товарища, продолжил успешное продвижение по партийной линии. Всю жизнь они дружили семьями, поэтому неслучайно проститься с Василием Георгиевичем пришел внук Вадима Медведева, Михаил Лавров. «Грустно прощаться с другом семьи, соратником моего дедушки, — сказал он. — Сколько себя помню, Василий Георгиевич своим присутствием создавал ощущение праздника. Он был очень открытым, интересным человеком. В юности мне казалось, что когда он появляется, вокруг расцветают цветы. Василий Георгиевич определенно делал этот мир лучше».
Будучи секретарем обкома при Григории Романове, известном ортодоксальными взглядами, Василий Захаров успешно взаимодействовал с выдающимися советскими театральными деятелями. По мнению некоторых современников, в то время как Романов отпугивал интеллигенцию своей подозрительностью и отсутствием лояльности к некоторым представителям сферы искусства, Василий Георгиевич как партийный идеолог благотворно влиял на него.

На церемонии прощания выступил и внук Василия Захарова Александр, который поделился эмоциями от тяжелой утраты. «С детства я был счастлив расспрашивать дедушку об исторических и культурных событиях и явлениях. У него на все был готов ответ — вдумчивый, обстоятельный, логически выстроенный. Про каждого из своих друзей, коллег, соратников дедушка мог часами рассказывать исключительно положительные, познавательные истории. Он был предан искусству и культуре. Я горжусь быть его внуком».
При публикации материалов портала обязательна гиперссылка на kremlinhill.com!
© 2018-2023. «Кремлевский холм. Страницы истории». Все права защищены