Историк, политолог, депутат Госдумы и декан факультета госуправления МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Никонов представил в Москве свою книгу, посвященную бабушке — Полине Семеновне Жемчужиной.

Супруга главы советского правительства и наркома иностранных дел Вячеслава Молотова начала свой рабочий путь рядовой фабричной труженицей, а после революции стала сначала руководителем управления парфюмерно-косметической и мыловаренной промышленности Наркомпищепрома, «королевой советского парфюма», а затем возглавила Наркомат рыбной промышленности СССР.

В 1949 году Жемчужину арестовали и вынесли приговор по печально известной 58-й статье — измена Родине, «которой она ни на секунду не изменяла». Несколько лет она провела в ссылке в Кустанайской области Казахской ССР, и только смерть Сталина избавила ее, как и Молотова, от почти неизбежной гибели.

Об этом, а также о дружбе с женой Иосифа Сталина Надеждой Аллилуевой и жизни государственно-партийных советских «верхов», арестах и допросах по делу Еврейского антифашистского комитета рассказал ее внук в своей книге «Жемчужина Советского правительства», основанной на письмах, написанных Полиной Жемчужиной мужу Вячеславу Молотову в разные периоды жизни.

Жемчужина из глубинки

«Книгу о бабушке я хотел написать давно, но не хватало материала о жизни. Не хватало знаний о человеке, которого я помнил, которого я знал. Все поменялось после смерти моей старшей сестры, — рассказывает Никонов. — Разбирая ее архивы, мы неожиданно нашли письма, которые бабушка писала своему мужу Вячеславу Молотову на протяжении всей жизни”. Эти письма, по словам автора, “стали связующим звеном, объединившим разные факты биографии Жемчужиной”.

Вячеслав Никонов на презентации книги “Жемчужина Советского правительства”. Москва, 6 марта 2025 г. © Фото: Дмитрий Волин, ”Кремлевский холм”.

Полина Жемчужина (урожденная Перл Карповская) родилась в городе Пологи Екатеринославской губернии (Днепропетровская область), входившей в черту оседлости евреев. В семье было семеро детей, глава семьи был портным. Отец умер, когда Перл было 8 месяцев. Никакого систематического образования дети не получили. С 14 лет Перл начала свой трудовой путь на табачной фабрике, где заболела туберкулезом.

Место встречи

В Гражданскую войну девушка примкнула к большевикам, стала активисткой женсоветов. Работала в подполье в Харькове, противостояла деникинским властям на Украине. В это время она сменила фамилию и имя, став Полиной Жемчужиной. Примерно тогда же состоялось ее знакомство с Молотовым. И несмотря на то, что точно установить время и место судьбоносной встречи не представляется возможным, большинство российских источников ссылается на то, что впервые они встретились на женском конгрессе (2—й Коммунистической женской конференции) в 1921 году.

Вячеслав Никонов на презентации книги “Жемчужина Советского правительства”. Москва, 6 марта 2025 г. © Фото: Дмитрий Волин, ”Кремлевский холм”.

“По мнению ряда украинских историков, познакомились Жемчужина с Молотовым в Харькове, который тогда являлся столицей советской Украины. Молотов был тогда секретарем ЦК компартии Украины”, — уточняет Вячеслав Никонов. Есть некоторые сведения, что Жемчужина случайно попала на женский конгресс, который проходил в Москве, где она познакомилась с будущим мужем.

Вопрос о регистрации их брака остается открытым. Нет никаких документов, что они зарегистрировали отношения, как, впрочем, не удалось найти и свидетельства об их разводе, который произошел в 1949 году. Вполне вероятно, что Молотов и Жемчужина, “как настоящие большевики — ленинцы” считали институт брака буржуазным пережитком и поэтому не заключили его.

Учеба и карьера

Через некоторое время после знакомства Полина Жемчужина переехала в Москву. Они жили в кремлевской квартире. Будучи членом ВКП(б) с 1919 года Жемчужина начала работать в райкоме партии, но нехватка образования давала о себе знать. Полина пошла учиться сначала на Рабфак Московского университета, а потом в Коммунистическую академию, где получила экономическое образование.

“Сохранилось много писем о том, как тяжело ей давалась учеба. Немало писем посвящены знакомству с политической жизнью. Жемчужина присутствовала на партийных форумах, заседаниях исполкома Коминтерна, — продолжает Никонов. — В письме от 1926-го года, например, она описывала, как принимала грязевые ванны, а в соседней ванне лежал Сталин, рядом также находилась Надежда Аллилуева, которая была одной из ее лучших подруг”. Известно, что какое-то время Сталин с Аллилуевой даже были соседями Молотова и Жемчужиной. Кроме того, женщины вместе работали в партийных органах.

Вячеслав Никонов на презентации книги “Жемчужина Советского правительства”. Москва, 6 марта 2025 г. © Фото: Дмитрий Волин, ”Кремлевский холм”.

После учебы Полина Жемчужина получила распределение на фабрику «Новая Заря», где она стала парторгом. По сути, тогдашняя фабрика представляла собой наследие знаменитого Дома Брокара, который был поставщиком Императорского двора. “После революции парфюмерная фабрика была национализирована, но в Москве остался один на весь Советской Союз французский парфюмер Огюст Мишель, который не смог выехать из страны. Это позволило возродиться парфюмерной промышленности Советского Союза, и этим как раз занималась моя бабушка”, — добавляет автор книги.

В 1929 году у Полины Жемчужиной родилась дочь Светлана. “С ее рождением связан большой секрет — у моей мамы в паспорте указано, что место ее рождения — Москва. Но на самом деле она родилась в Берлине. Тогда многие представители партийной элиты ездили рожать и лечиться в Берлин, — добавляет ученый. — Ленина, например, лечили в основном немецкие врачи. В Германию за медицинской помощью ездило все советское руководство, и моя бабушка была далеко не последней в этом списке, учитывая состояние ее здоровья”.

Королева парфюма

В 1930 году Полина Жемчужина стала директором фабрики. Вскоре за ней закрепилось звание “королевы ТЭЖЭ”. ТЭЖЭ — это Трест Жирпродукции, настоящая империя, которая давала огромный доход в бюджет. Она выпускала все: от мыла до одеколонов.

Своими достижениями Жемчужина во много обязана поддержке со стороны мужа, который в том же году, несмотря на ее возражения, стал председателем правительства и наркомом иностранных дел. “Королеве ТЖ” благоволил Иосиф Сталин, который видел в этом проекте как политические, так и финансовые преимущества. “За 10 лет, пока Молотов возглавлял советское правительство, ВВП страны вырос на 750%”, — уточняет Вячеслав Никонов.

Вячеслав Никонов на презентации книги “Жемчужина Советского правительства”. Москва, 6 марта 2025 г. © Фото: Дмитрий Волин, ”Кремлевский холм”.

Жемчужина тоже была на пике политической карьеры. Она блестяще выступила на XVIII съезде партии и стала депутатом Верховного совета РСФСР. В это время на нее буквально сыпались награды. Она была одной из законодательниц мод в Советском Союзе, роскошно одевалась, ездила по всему миру, закупая оборудование для производства. Жемчужиной доводилось встречаться и с руководителями государств. Об этих поездках она рассказывала в своих письмах к мужу. В частности, о встрече с тогдашним президентом США она написала так: “Встретились с Рузвельтом, пили чай с Элеонорой”.  “Так сложилось, что Жемчужина фактически стала первой леди Советского Союза. Поскольку ее подруга, жена Сталина Надежда Аллилуева покончила жизнь самоубийством”, — поясняет автор книги «Жемчужина Советского правительства».

Жемчужина быстро двигалась по административной линии, ей определенно помогал опыт, полученный с 14 лет на фабрике. Вскоре она стала заместителем наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна. В ведении Жемчужиной оказались не только парфюмерия, но и другие отрасли, в том числе рыбная. Когда в 1939 году министерство было решено разделить, Жемчужина стала наркомом рыбной промышленности — первой женщиной наркомом по хозяйственной части. Отчасти ее предшественницей была Александра Коллонтай, но она специализировалась на социальной сфере.

Легко отделалась

Светлая полоса в жизни Полины Жемчужиной продлилась недолго.  В 1939 году, когда вовсю велась подготовка к подписанию пакта Молотова—Риббентропа, на нее обрушилась первая серьезная неприятность. По приказу Лаврентия Берии против Жемчужиной было открыто дело, названное “клубком змей”. Вероятно, ключевой целью был ее муж. Впрочем, и Жемчужиной на тот момент тоже было что предъявить.

“Как депутат Верховного Совета в 1937 — 1939 годах моя бабушка работала с письмами граждан. Можно себе вообразить, что это были за письма. И ей приходилось отправлять запросы во все инстанции — в прокуратуру, генеральному прокурору и так далее. То есть по долгу службы и велению сердца ей приходилось заступаться за врагов народа”, — рассказывает Вячеслав Никонов.

По этому делу арестовали большое количество коллег Жемчужиной, сотрудников ее министерства. “Она тогда отделалась, как я считаю, достаточно легко. Ее просто выкинули с наркомов, исключили из партии. А всех, кто проходил по этому делу, расстреляли в октябре 1941 года по личному приказу Берии. Причем расстреляли в одном лагере и в один и тот же день”, — отмечает историк.

Вячеслав Никонов на презентации книги “Жемчужина Советского правительства”. Москва, 6 марта 2025 г. © Фото: Дмитрий Волин, ”Кремлевский холм”.

После закрытия этого громкого дела Жемчужина заняла пост начальника главка в российском наркомате легкой промышленности. Всю войну она служила в этом ведомстве, отвечая, в частности, за пошив обмундирования для всех Вооруженных сил Советского Союза.

В те годы Полина Жемчужина начала вплотную заниматься одним из детских домов в Москве. Это был образцовый детский дом. Помимо того, что туда направлялись все наградные и орденские деньги Молотова с Жемчужиной, она привлекла к этой работе народных артистов, в том числе актрис балета Ольгу Лепешинскую и Ирину Тихомирнову, баса Евгения Иванова, которые вошли в попечительский совет воспитательного учреждения.

“Когда дедушку и бабушку репрессировали, от детского дома стали поступать вопросы, а где деньги, потому что там были уверены, что они получали государственные деньги, а не частные”.

Дело Еврейского антифашистского комитета

Самая трагичная страница в истории Полины Жемчужиной — это, безусловно, ее арест по делу Еврейского антифашистского комитета. В качестве обвинения ей были предъявлены «тесные связи с руководителем ЕАК Соломоном Михоэлсом», хотя Жемчужина встречалась с ним не более трех раз. Также в деле фигурировали контакты с тогдашним послом Израиля в СССР, а позднее премьер-министром еврейского государства Голдой Меир, которую она видела единственный раз в жизни. Об этом Меир даже написала в своих мемуарах.

В связи с арестом Жемчужиной у многих закономерно возникал вопрос — как могло сложиться, что второй человек в стране, более десяти лет возглавлявший правительство и полжизни проработавший в высших эшелонах власти, не может защитить свою жену?”. “Номинально был, правда, еще один человек, Михаил Калинин — Председатель Верховного Совета СССР, у которого тоже сидела жена”, — напоминает Вячеслав Никонов.

Вячеслав Никонов на презентации книги “Жемчужина Советского правительства”. Москва, 6 марта 2025 г. © Фото: Дмитрий Волин, ”Кремлевский холм”.

“Можно подумать, что Молотов мог пойти к Сталину и, стукнув кулаком по столу, поставить ультиматум, потребовать: “Или я, или она!” В этом случае, конечно, их бы обоих на свете не было, и мне не выпал бы шанс появиться на свет”, — рассуждает автор книги о Полине Жемчужиной.

Все прекрасно знали правила игры и понимали, что их ждет. Жемчужина и Молотов пошли по единственно возможному пути. Они развелись или,точнее, разошлись.

“Написание этой части книги представляло для меня особую сложность, — рассказывает Никонов. — Я знал, что дело бабушки лежит в архиве на Лубянке. Но я морально не был готов к тому, чтобы взять его в руки. И только когда я уже приблизился к финалу книгу, то наконец решился. Переступил через себя, пошел в архив ФСБ и заказал это дело”.

Материалы дела собраны в четыре тома. Полину Жемчужину вызывали на допрос 175 раз в течение года. Общее время, проведенное на допросах, составило 545 часов, 22 минуты. В основном, допросы велись ночью. Это были “жесточайшие допросы”.

Вячеслав Никонов на презентации книги “Жемчужина Советского правительства”. Москва, 6 марта 2025 г. © Фото: Дмитрий Волин, ”Кремлевский холм”.

Жемчужина так и не подписалась под тем, что ей вменяли. Притом, что ей устраивали очные ставки с людьми, которые обвиняли ее во всех возможных преступлениях. Были организованы очные ставки с братом, сестрой и племянниками, которые тоже были арестованы. Впоследствии ни брат, ни сестра из стен Лубянки так и не вышли.

Затем была ссылка в Казахстан. Жемчужину поселили в Кустанае, в хижине, стоявшей посреди степи. В радиусе 100 километров не было ничего. У осужденной было никаких контактов, кроме как с людьми, которые привозили ей еду и воду, и которые присматривали за ней.

В октябре 1952 года, Иосиф Сталин неожиданно обрушился на Молотова с политическими обвинениями. Вячеслава Михайловича исключили из Президиума ЦК. И, судя по всему, готовился очередной процесс, где Молотов и Микоян должны были стать основными фигурантами. Тогда Жемчужину привезли из Казахстана, вернув на Лубянку. Снова начались ночные допросы, теперь уже по делу врачей.

«Верните Полину»

“Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не смерть Сталина. Хоронили генерального секретаря ЦК ВКП(б), генералиссимуса Советского Союза 9 марта 1953 года, в день рождения Молотова. Когда Вячеслав Михайлович спускался с трибуны Мавзолея, Хрущев и Берия поинтересовались, что ему подарить”, — рассказывает внук Жемчужиной.

Вячеслав Никонов на презентации книги “Жемчужина Советского правительства”. Москва, 6 марта 2025 г. © Фото: Дмитрий Волин, ”Кремлевский холм”.

Молотов сказал всего два слова: “Верните Полину”. 14 марта Жемчужину вызвал Берия, сказал ей: “ Героиня”. Полину отвезли домой. “Это был счастливейший день в жизни моей матери. Но после этого в течение нескольких недель Полину откармливали, чтобы она могла ходить. Она рвалась на работу, но ее уже не пустили”, — отмечает автор книги «Жемчужина Советского правительства».

В опале

«Молотов и Жемчужина жили тогда в квартире на Грановского. Интересно, что Молотов, выкинутый из партии, продолжал пользоваться разными привилегиями. Он мог, например, ходить в поликлинику на Сивцевом Вражке или в столовую на Грановского. Вячеслав Михайлович обладал этими правами как член семьи старого большевика, жертвы политических репрессий”, — уточняет Вячеслав Никонов.

Популярность Молотова, по словам автора книги, и после отставки была «повыше, чем у Хрущева». Когда он с женой гулял по центру города, прогулки превращались в своего рода демонстрации. Это не нравилось Жемчужиной, и вскоре ей удалось выбить дачу. На этой даче и прошли ее последние годы.

“Бабушка была хорошим, добрым человеком, отличной хозяйкой в доме. Она была азартной, любила играть в карты, пила вино, курила через мундштук. Мне было четырнадцать лет, когда она скончалась от рака поджелудочной железы. Последние дни она провела в ЦКБ”, — вспоминает Вячеслав Никонов.

По его словам, Молотов, которому было тогда восемьдесят лет, каждый день садился на электричку потом ехал на метро и автобусе до больницы. Он проводил с женой весь день, а вечером возвращался домой.

“Когда бабушка умерла, известный скульптор-монументалист Евгений Вучетич вызвался сам поставить ей памятник. Не взял ни копейки. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище. Спустя 16 лет, рядом упокоился Вячеслав Молотов. Вот такая Жемчужина советского правительства», — заключил Вячеслав Никонов.

Дмитрий Волин

На обложке: нарком Полина Жемчужина Фото из открытых источников

При публикации настоящего материала на сторонних ресурсах использование гиперссылки с указанием ресурса kremlinhill.com обязательно!

🔔 Подписывайтесь на нас в Telegram-канале: https://t.me/kremlinhill

© 2018 — 2025 Кремлевский холм. Страницы истории. Все права защищены

Аватар Неизвестно

Автор volind

Дмитрий Волин — автор и редактор портала "Кремлевский холм. Страницы истории", историк, журналист

One Comment

  1. Аватар Неизвестно

    […] ультиматум, потребовать: «Или я, или она!» — сказал в 2025 году внук министра и Жемчужиной Вячеслав […]

    Нравится

    Ответить

Оставить комментарий